Споры по поводу того, правомерен ли запрет на видеосъемку в магазине, не утихают уже не один год. На эту тему написано большое количество статей, снято немало видеороликов и выпущено множество прочих материалов, разъясняющих, что действия сотрудников, не разрешающих осуществлять съемку, незаконны, но ситуация меняется крайне медленно. Случаи побед отдельных граждан, которым удается отвоевать себя право фотографировать в конкретном магазине, теряются среди обилия сообщений о хамстве и даже угрозах охранников, продавцов и прочих сотрудников предприятий. Попробуем разобраться, почему же запрет снимать видео и делать фото нарушает права потребителя.
Зачем вводится запрет на фотосъемку в магазине?
Некоторые владельцы торговых предприятий, кафе, гостиниц и прочих заведений, услугами которых может воспользоваться любой гражданин, запрещают осуществлять съемку, ссылаясь на своё право собственника. Особо грамотные владельцы даже приводят в качестве аргумента статью 209 из ГК РФ, где написано, что собственник наделяется полномочиями по распоряжению принадлежащей ему собственности. Получается, что владелец запрещает посетителям свободно собирать информацию и пользоваться принадлежащими им вещами (смартфонами, фотоаппаратами и пр.).
Как показывает практика, единственная реальная причина подобного поведения хозяев магазинов и торговых центов – не допустить разглашения нарушений закона, защищающего права потребителей.
Если на предприятии существует внутренний запрет на съемку, а на входной двери висит значок с перечеркнутым фотоаппаратом, следовать этому правилу посторонний человек не обязан: для него оно является всего лишь рекомендацией.
Запрет на видеосъемку и фотосъемку: снимать разрешается!
Информация о товаре, предоставляемая продавцом покупателю, относится к публичной оферте, о чем сказано в 437 статье ГК РФ. Подобные сведения являются общедоступными, а получить к ним доступ может любой желающий. Каким образом потребитель должен фиксировать для себя эту информацию (просто смотреть, записывать на бумагу или фотографировать), продавец указывать не вправе.
Запрет на фотосъемку иногда накладывается в отношении предметов, относящихся к интеллектуальной собственности или объектам искусства, охраняемых авторским правом. Тут следует понимать, что авторское право принадлежит создателю этих объектов, а не их владельцам.
Ограничивать доступ к получению информации может лишь федеральный закон. Понятие «доступа» предполагает не только непосредственный сбор информации, но и возможность её дальнейшего использования. Собственник, запрещающий обрабатывать (т.е. фотографировать или снимать принадлежащий ему предмет), нарушает 209 статью ГК РФ.
Если говорить о запрете видеосъемки в организациях, оказывающих услуги населению, то об этом сказано в 8 статье ЗоЗППП: согласно закону, продавец обязан предоставлять покупателю полную информацию о реализуемом им товаре, а покупатель вправе обрабатывать полученные сведения любым удобным способом. 16 статья закона о защите прав потребителей признает договор, ущемляющий права потребителя, недействительным (кстати, потребитель – это человек, не только уже купивший товар, но и всего лишь имеющий намерение сделать это, т.е. вошедший в магазин). Издавать законы в данной области может только Правительство РФ, поэтому руководство магазинов не вправе самостоятельно устанавливать запреты.
В «Правилах оказания услуг на объектах общественного питания» указано, что владелец заведения имеет право устанавливать нормы поведения для потребителей, если они не противоречат законам РФ. Только вот запрет на фото и видеосъемку нарушает сразу множество статей. Единственное основание для запрета осуществлять съемку – нарушение общественного порядка, мешающее другим посетителям.
Несмотря на всё вышесказанное, есть ряд случаев, когда для публикации фото- или видеоматериалов потребуется получить согласие собственника предмета, изображенного на снимке. Подобная необходимость может возникнуть при продаже фотографии в издательства, зарегистрированные не в России. Согласие придется получить и при желании коммерческого использования снимков предметов, выставляемых в музеях, но это единственный случай, когда собственник действительно на законных основаниях может запретить использование изображений принадлежащих ему вещей.